Психология бедности: откуда она берется и почему к ней склонны женщины
В психологии мы работаем с разными архетипами: есть архетип Наблюдателя — человека отстраненного и не участвующего ни в чем, но созерцающего со стороны, и его полюса — Актрисы — действенной, активной, но не слишком рефлексивной. Есть архетип Воина — активного, завоевавшего, стремящегося доминировать и защищать правду, а есть Раба — слабого, подчиняющегося, работящего и исполнительного. Всего этих архетипов двенадцать, и у каждого есть своя пара, а также свои преимущества и недостатки. И есть только один архетип, который примерять на себя невероятно сложно: Старая Бедная Женщина.
Почему же это так тяжело? Потому что этот архетип наполнен нашими представлениями о бедности, применять их к себе может быть довольно неприятно — особенно с мыслью, что так можно провести всю жизнь. Но давай попробуем рассмотреть его поближе, чтобы увидеть, какие плюсы и минусы содержит в себе мышление бедняка, которое прячется за образом этой пугающей женщины.
Начнем с того, что считается минусами этого архетипа:
Решение проблем за счет личных ресурсов
Бедная Старая Женщина не жалеет себя, своего времени, своего здоровья. Она готова потратить несколько часов в очереди или в транспорте, чтобы сэкономить немного денег — «зато дешево!» — является для нее решающим аргументом.
Обычно это неуважение распространяется и на других людей: в этом случае можно пожертвовать детскими каникулами ради того, чтобы вскопать грядки на огороде или собрать жуков с картошки, даже если это не приносит большой выгоды. Предложения детей или внуков купить сразу готовой картошки вызывают непонимание или даже гнев, ведь свое время и здоровье кажутся бесплатными.
Нехватку (как правило — постоянную, о чем мы поговорим позже) денег в такой системе часто решают поиском тяжелой и малооплачиваемой подработки — «не задолбалась — не молодец», а люди, которые живут иначе, называются «пороха не нюхавшими».
Неуважение к своему времени подтверждено и исследованиями: в первой части эксперимента людей спрашивали, готовы ли они проехать лишние 30 минут, чтобы сэкономить 50 долларов на покупке гаджета за 300 — и многие говорили, что да. Но во второй части, если гаджет стоил 1000 долларов, люди с более высоким доходом отказывались ехать, говоря, что лучше закажут доставку, а сами поработают — это принесет им больше денег, а люди с меньшим доходом все еще готовы были ехать.
Можно сказать «какая разница — это те же 50 долларов!», — но на самом деле разница именно в том, как мыслят люди: Бедная Женщина не считает проценты и не использует относительность, и это приводит к принятию не всегда удачных решений, когда расходы высоки, а выигрыш очень мал, а также к отказу поиска альтернатив;.
Поклонение материальному
Иногда, конечно, оно маскируется: принято считать, что богатые люди — меркантильные и жестокие, особенно часто это утверждалось в советских детских произведениях (например, в «Дорога уходит вдаль»). Но исследования этого не подтверждают, наоборот: в бедных семьях у родителей часто нет времени разговаривать с детьми, и поэтому у малышей меньше словарный запас и хуже с возможностями получить стипендию или образование (конечно, бывают и исключения), а также в бедных семьях матери куда больше ценят принесенную в дом копейку, чем аттестат — и неосознанно поддерживают уход из школы на заработки. Поэтому куда больше возможностей оказывается у детей так называемого «среднего класса», для родителей которых образование, иностранные языки и творческое самовыражение ребенка выходит на первый план.
К сожалению, часто сама невозможность (иллюзорная или реальная) купить что-то новое приводит к постоянным размышлениям о материальных предметах: как починить обувь, как зашить одежду, как купить квартиру, как приготовить еду, как перешить старое постельное белье и так далее. Это приводит к сложностям – трудно выйти из привычных рамок и поискать решение за пределами знакомого мира, а также — в некоторых случаях — к постоянным поискам «халтур», «схем» и «выигрышей». Поэтому бедные люди куда чаще становятся жертвами мошенников.
Невозможность принять новое
Старые стратегии порой оказываются совершенно неадаптивными к новым условиям. Вроде бы и работаешь уже каким-нибудь веб-дизайнером, а в голове все равно зудит: «Делай что-то настоящее! Вот хорошая работа — научись шить». Или вроде бы уже понимаешь, что инфляция поедает накопления, но постоянно хочется «отложить деньги на старость».
Во многих странах для бедных людей правительство пробует сделать различные варианты получения новых профессий, но и тут страх нового побеждает: вместо того, чтобы стать программистом или тестировщиком, женщина из бедной семьи предпочтет что-то понятное: например, пойдет учиться делать маникюр или устроится нянечкой в детский сад;